Экономическая, политическая и социальная

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского

проректор по учебно-методической работе _____________ Е. Г. Елина

Саратов,

2011 год

Целями освоения модуля «Экономическая, политическая и социальная география» являются:

ознакомление студентов с основными понятиями экономической, социальной и политической географии,

формирование у студентов общепрофессиональных компетенций, обеспечивающих владение базовыми теоретическими знаниями в области экономической, социальной и политической географии и их использование в преподавании общественной географии,

демонстрация важности общественно-географического подхода в решении важнейших региональных и глобальных проблем современности.

2. Место модуля в структуре ООП бакалавриата

Данный модуль входит в состав вариативной части профессионального цикла. Для изучения курсов данного модуля студентам необходимы базовые знания, полученные при изучении таких дисциплин как: «Методы географических исследований», «Экономика» и др.

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения модуля «Экономическая, политическая и социальная география».

ОК – 1. Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации. постановке цели и выбору путей её достижения;

ОК – 2. Способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

ОК – 3. Способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;

ОК – 4. Способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования;

ОК – 6. Способность логически верно строить устную и письменную речь;

ОК – 7. Готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе ;

ОК – 8. Готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией;

ОК – 9. Способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях

ОК – 14. Готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;

ОК – 16. Способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики.

ОПК – 1. Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности ;

ОПК – 2. Способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

ОПК – 4. Способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;

ПК – 1 (частично). Способность реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;

ПК – 8 (частично). Способность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникацион­ных технологий;

ПК – 11 (частично). Способность выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

основные понятия и теоретические концепции экономической, социальной и политической географии;

основные направления использования теоретического и методического потенциала общественной географии в решении актуальных проблем развития современного общества;

понятия о территориальных структурах различного ранга — от глобальных до региональных и локальных и принципы их функционирования;

излагать и критически анализировать базовую общепрофессиональную информацию;

применять свои знания для решения исследовательских и прикладных задач;

дать характеристику современным проблемам урбанизации;

анализировать условия, причины и факторы возникновения различий в экономических, социальных и политических явлениях и процессах в отдельных регионах;

использовать подходы и методы общественно-географических исследований при решении территориальных социально-экономических проблем;

использовать современные ин­формационно-коммуникационные технологии (включая пакеты при­кладных программ. локальные и глобальные компьютерные сети) для сбора, обработки и анализа ин­формации.

навыками работы со специализированной литературой;

знаниями и навыками решения исследовательских и прикладных задач;

социально-экономическим мировоззрением, способствующим в дальнейшем решению социальных проблем в рамках рыночного хозяйства;

навыками по принятию решений в управлении сложными социально-экономическими системами;

технологиями приобретения, ис­пользования и обновления гумани­тарных, социальных и экономиче­ских знаний.

4. Структура и содержание модуля

Общая трудоемкость дисциплины составляет 19 зачетных единиц (684 часа) и состоит из пяти частей: «Экономическая и социальная география мира», «География населения с основами демографии», «Геоурбанистика», «Общая экономическая и социальная география», «Этногеография и география религий».

Часть 1. «Экономическая и социальная география мира»

Общая трудоёмкость части 1. «Экономическая и социальная география мира» составляет 7 зачётных единиц (252 часа).