Экономическая, политическая и социальная
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
проректор по учебно-методической работе _____________ Е. Г. Елина
Саратов,
2011 год
Целями освоения модуля «Экономическая, политическая и социальная география» являются:
ознакомление студентов с основными понятиями экономической, социальной и политической географии,
формирование у студентов общепрофессиональных компетенций, обеспечивающих владение базовыми теоретическими знаниями в области экономической, социальной и политической географии и их использование в преподавании общественной географии,
демонстрация важности общественно-географического подхода в решении важнейших региональных и глобальных проблем современности.
2. Место модуля в структуре ООП бакалавриата
Данный модуль входит в состав вариативной части профессионального цикла. Для изучения курсов данного модуля студентам необходимы базовые знания, полученные при изучении таких дисциплин как: «Методы географических исследований», «Экономика» и др.
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения модуля «Экономическая, политическая и социальная география».
ОК – 1. Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации. постановке цели и выбору путей её достижения;
ОК – 2. Способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;
ОК – 3. Способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;
ОК – 4. Способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования;
ОК – 6. Способность логически верно строить устную и письменную речь;
ОК – 7. Готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе ;
ОК – 8. Готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией;
ОК – 9. Способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях
ОК – 14. Готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;
ОК – 16. Способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики.
ОПК – 1. Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности ;
ОПК – 2. Способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
ОПК – 4. Способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;
ПК – 1 (частично). Способность реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;
ПК – 8 (частично). Способность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
ПК – 11 (частично). Способность выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
основные понятия и теоретические концепции экономической, социальной и политической географии;
основные направления использования теоретического и методического потенциала общественной географии в решении актуальных проблем развития современного общества;
понятия о территориальных структурах различного ранга — от глобальных до региональных и локальных и принципы их функционирования;
излагать и критически анализировать базовую общепрофессиональную информацию;
применять свои знания для решения исследовательских и прикладных задач;
дать характеристику современным проблемам урбанизации;
анализировать условия, причины и факторы возникновения различий в экономических, социальных и политических явлениях и процессах в отдельных регионах;
использовать подходы и методы общественно-географических исследований при решении территориальных социально-экономических проблем;
использовать современные информационно-коммуникационные технологии (включая пакеты прикладных программ. локальные и глобальные компьютерные сети) для сбора, обработки и анализа информации.
навыками работы со специализированной литературой;
знаниями и навыками решения исследовательских и прикладных задач;
социально-экономическим мировоззрением, способствующим в дальнейшем решению социальных проблем в рамках рыночного хозяйства;
навыками по принятию решений в управлении сложными социально-экономическими системами;
технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных, социальных и экономических знаний.
4. Структура и содержание модуля
Общая трудоемкость дисциплины составляет 19 зачетных единиц (684 часа) и состоит из пяти частей: «Экономическая и социальная география мира», «География населения с основами демографии», «Геоурбанистика», «Общая экономическая и социальная география», «Этногеография и география религий».
Часть 1. «Экономическая и социальная география мира»
Общая трудоёмкость части 1. «Экономическая и социальная география мира» составляет 7 зачётных единиц (252 часа).